Управленческий консалтинг
Бизнес-решения и приложения
Инновации и разработки
Поддержка и сопровождение

Специальный проект «Навстречу кризису»

Игроки бизнес-рынка пока настроены оптимистично и не ожидают значительного спада рынка в кризис. В декабре и начале января обращений в такие компании стало меньше, однако после праздников число запросов выросло. Многие клиенты задумались о смене бизнес-моделии решили пересмотреть стратегию развития. Подробнее — в материале Альбины Хазеевой.

«Коммерсант FM» исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. Прямо сейчас — о бизнес-консультантах.

Консалтинговые компании заметили, что в сложное для экономики время на их услугах начинает экономить, прежде всего, средний бизнес. Так было в 2009 году, так происходит и сейчас. Предприниматели делают акцент на операционной деятельности — решают, как сократить расходы здесь и сейчас, и не задумываются о долгосрочной стратегии. Крупные компании, которые запускали процесс бизнес-трансформации полгода-год назад, активность не снижают. По-прежнему востребован, в частности, IT-консалтинг: речь идет о внедрении и сопровождении информационных систем.

Бизнес-консультанты «потеряли» заказчиков среди строительных и девелоперских компаний. Девальвация рубля больно ударила по рынку недвижимости. А вот количество запросов из-зарубежа, наоборот, увеличилось. Директор консалтингового подразделения группы BDO Unicon Максим Чижов заявил о намерении развивать это направление. Наличие зарубежных офисов облегчает задачу: коллеги из BDO International все чаще привлекают российских консультантов в свои проекты.

«Активизировались компании, которые исторически заказывают консалтинговые услуги за долларовые ставки, их заинтересовало снижение курса рубля, соответственно, снижение ставок работы российских консультантов. Это все страны, в которых нет сильных консалтинговых практик, такие, как арабские страны, допустим, они сейчас активизировались по привлечению российских специалистов, по крайней мере, в конкурсы», — рассказал «Коммерсантъ FM» Чижов.

Между тем, российские клиенты меняют предпочтения по форме расчетов. Процент авансовых платежей уменьшается, предоплаты нередко не предполагают даже длительные проекты, рассчитанные на полтора-два года. При этом конкурсная документация содержит требование по предоставлению банковской гарантии. Исполнитель фактически вынужден работать за свой счет, рискуя получить оплату только через несколько лет. Желающих работать по такой схеме будет немного.

По словам консультантов, в последнее время участились обращения за организационной диагностикой. Заказчики просят оценить, соответствует ли выбранная бизнес-модель новым экономическим условиям, какое управление и какие сотрудники нужны их компании. Кризис — время непопулярных решений: руководителям придется сокращать штат и упразднять отдельные направления, делая акцент на наиболее прибыльной деятельности.

Цена на консультационные услуги осталась примерно на том же уровне, однако она может повышаться в зависимости от требований клиентов. Так, сейчас многим нужны быстрые выводы, отметила гендиректор консалтинговой компании «Триумф» Ирина Крутских.

«Если стандартно, допустим, описание существующих бизнес-процессов для какой-токомпании занимает месяц, но компания говорит: „Нам нужно за две недели“, соответственно, привлекается больше консультантов, формируется проектная команда, и, естественно, такой проект будет дороже. Люди сейчас понимают, что быстро нужно меняться, перестраиваться и понимают, что без качественных экспертных мнений, рекомендаций в кризис все-такитяжело будет выстраивать что-то самим», — сообщила Крутских.

В компании «Триумф» планируют, что оборот по итогам года вырастет минимум на 20% из-заувеличения спроса. Там рассчитывают, что этому будет способствовать разработка новых актуальных продуктов. Допустим, клиент обращается за определенной услугой, однако консультанты понимают, что он идет к цели не тем путем. Для быстрого решения задачи они устраивают стратегические сессии, внедряют экспертов на несколько месяцев в саму компанию, проводят бизнес-игры.

Большие надежды на рынок консалтинга возлагают и столичные власти. Они обратились к игрокам как к посредникам между чиновниками и бизнесменами. Правительство сейчас активно занимается привлечением инвесторов в промышленные зоны города, сообщила управляющий партнер консалтинговой группы «Финэкспертиза» Нина Козлова.

«Правительство Москвы позиционирует Москву теперь как промышленный город, оно готово встречаться с инвесторами, совместно искать площадки для открытия IT-компаний, компаний, которые специализируются на приборостроении, на фармацевтике, компании, которые планируют заняться, к примеру, автосборкой. Этот процесс активно начался как раз сейчас, не могу говорить, что уже есть какие-то конкретные примеры начала именно сейчас, в 2015 году, но бизнесов-клиентов это заинтересовало», — отметила Козлова.

В 2013-м году российский рынок консультационных услуг вырос почти на 11% за счет направления IT и маркетинга. Максимальный спад произошел в сфере реструктуризации предприятий на 75%. Вскоре эта тенденция может в корне поменяться. Участники рынка ждут взрывного спроса на услугу due diligance: многие предприятия столкнутся с необходимостью продажи активов, перестройки, а число сделок слияния и поглощения увеличится.